Главная » 2019 » Декабрь » 23 » Творческие выходные в Москве
10:25
Творческие выходные в Москве

  Началось это невероятное путешествие в мир Театра ровно год назад, когда родилась наша студия. Тогда еще никто не знал, что это будет студия. Просто собрались вместе, просто 16 лет – время влюбленности, время веры в то, что любовь – единственный смысл и способ жизни. А как об этом рассказать? Как справиться с тем, что приводит тебя в смятение, наполняет твою жизнь и мешает сосредоточиться на учебе?.. Поэтому – Шекспир, «Ромео и Джульетта». Так родилась наша студия – «Агора», а её участники –агоряне – стали, можно сказать, семьёй.

Очень нам повезло, что этот учебный год совпал с Годом театра! Повезло с тем, что Товарищество артистов МХАТ придумало и осуществило такой замечательный проект – «Театральная хрестоматия по литературе: Островский – загадка русской души». Проект, который позволил организовать конкурс школьных театральных студий (кружков) на очень серьёзном уровне. Серьёзном по организации, по представительному жюри, по режиму работы, который четко соблюдался. Это позволило нашим местным руководителям из Управления образования отнестись к обеспечению условий участия детей в этом конкурсе тоже серьёзно, неформально. А отсюда следовала поддержка администраций школ и в частности нашего директора – Дениса Александровича Дырдина, который оказывал студии любую необходимую поддержку. Неслучайно от нашего города, из которого было представлено на конкурс 4 школьных студии, одна стала победителем, вторая – призёром (третье место), обойдя 23 ульяновские школы.

…Это было, конечно, авантюрой, включиться в конкурс с ребятами 11 класса. Ведь все они очень заняты: курсы, репетиторы, дополнительное образование (спортивные секции, художественная школа) … Но, когда есть желание, возможности находятся. Из 20 человек, принявших участие в постановке «Ромео и Джульетты», 10 изъявили горячее желание принять участие в проекте. Изучили Положение, прослушали вебинар, начали выполнять задания.

Нельзя не отметить работу наших московских кураторов. Мы еще не знали их очно, так сказать, но уже почувствовали их более чем неравнодушное отношение, компетентность и оперативность помощи. Вебинары проходили в неформальной, душевной даже, атмосфере. Все вводные были даны в понятной, доступной ребятам форме. Диалог вёлся так, что не отталкивал, не пугал (что иногда бывает), а мотивировал, вдохновлял. Это важно. Важно и то, что все оценки промежуточных туров комментировались без снисходительности, но доброжелательно.

Летом мы собирались несколько раз на читку пьесы, обсуждение характеров и событий, выбор эпизодов и ролей. Репетиции начались в сентябре. Учились двигаться, взаимодействовать с партнером, говорить. Учились смотреть в глаза при диалоге (это, оказывается, трудность большая для нынешних подростков), учились касаться друг друга, учились проговаривать слова, интонировать… Учились понимать своего персонажа, любить его.

Большую поддержку нам оказал театр-студия «Подиум», очень популярный и любимый горожанами народный театр, с которым мы дружим, и его руководитель Владимир Степанович Казанджан. Нам разрешили подобрать костюмы и декорации, провести репетицию и съёмку нашего отрывка на его сцене.

То, что мы прошли в финал конкурса и будем показывать свою работу такому именитому московскому жюри в Ульяновске, на сцене Драматического театра им. Гончарова, уже было праздником и исполнением мечты! А уж то, что мы стали победителями…! Мы почему-то были готовы ну, ко второму хотя бы месту, понимая, что нас слишком много – 10 человек – и всем дать призы – слишком дорого для организаторов. Но это произошло!

Большим подарком был для нас спектакль «Жестокий водевиль» по пьесе Островского «Без вины виноватые» - спектакль о материнской любви, об остром чувстве одиночества и неприкаянности одинокого человека… Но в первую очередь это был спектакль о театре, о судьбах актёров. А ребятам, которые сами ненадолго стали актёрами и узнали, что такое театр изнутри – там, за таинственными кулисами, это было интересно вдвойне. Конечно, и художник спектакля, и режиссер Пётр Викторович Гилёв заслуживают благодарных аплодисментов – без них бы не было этого замечательного, за душу берущего зрелища. От слёз сочувствия до искреннего смеха – тот диапазон эмоций, которые мы ощутили в этот незабываемый вечер. Все актёры были интересны, красивы, ярки, искренни. Но ребятам, людям молодым, больше всего понравилась игра Андрея Клавдиева в роли Незнамова. Так они ему верили, так за него переживали!

В Андрее они неожиданно узнали «того парня», который к ним подходил после показа отрывка, чтобы поблагодарить за хорошую игру. Он, конечно, представился им, но они не поняли, что он актер московский, а не ульяновский. Каково же было их удивление, когда они узнали «этого парня» в главной роли – роли Незнамова! После спектакля Андрей вышел к ребятам сфотографироваться и пообщаться. Это был для них урок того, каким должен быть человек успешный, масштабный: он не должен становиться надменным, напыщенным и высокомерным. Ребята это и поняли, и оценили.

И такие уроки они получили еще.

В общем-то, не очень верилось, что поездка в Москву в качестве награды состоится. Как-то не верилось и всё. Но мечта сбылась. «Помните, Вы говорили, что, если о чем-то мечтать очень сильно и если твоя мечта высока и бескорыстна и ты делаешь все необходимое, чтобы она исполнилась, - она обязательно исполнится? Это - правда!»- вот что сказали мне ребята, когда мы, выйдя из театра в Ульяновске, стояли на останове трамвая, а вокруг падал и падал первый в этом году снег, первый настоящий снег. Это тоже очень важный урок, который они получили.

Итак, мы едем в Москву! Что такое подобная поездка для 17-летних людей - юных, влюбленных, влюбленных в жизнь, в театр, а некоторые из них и друг в друга - комментировать не надо.

Вся организация поездки была безупречна! Программа была предложена очень интересная и грамотно составленная – действительно «Творческие выходные в Москве» - не просто название красивое, а точно обозначающее цель и содержание этого события. События! Начиная с того, что мы жили в Замоскворечье, о котором так много говорили на уроках по Островскому и которое теперь увидели воочию, исходили, пережили, можно сказать (конечно, это целый мир, и за одни сутки его не познаешь, но все-таки…) и заканчивая просмотром «Чайки» на сцене театра Петра Фоменко, поставленной Кириллом Пироговым, с Тюниной, Цыгановым и Большовой в главных ролях!... А уж что говорить о мастер-классе Сергея Витальевича Шенталинского! Многие настоящие актеры позавидовали бы ребятам! Умение владеть своим телом, контролировать его, двигаться, умение слушать, слышать и чувствовать партнера, умение не изображать, а переживать эмоцию, заданную режиссером…- и это всё за одно небольшое занятие! Мастер!

Экспозиции музея Станиславского и театрального музея имени Бахрушина оставили яркое впечатление. Жаль, что всё приходилось смотреть и слушать в очень быстром темпе. Хотелось задержаться, всмотреться, задать вопросы…Я думаю, ребята еще вернуться в эти музеи, когда будут здесь, уже повзрослев. Да многие и учиться собираются в Москве. А любовь и интерес к театру – на всю жизнь, я уверена.

«Чайка» вызвала много разговоров и споров. Очень впечатлила сценография: зыбкость, неустойчивость, хрупкость – примета времени и нашего, и чеховского. Всё ненадолго, все с чемоданами, все куда-то отсюда – в город, за границу – туда, куда-то - «там» главное. А «здесь» всё как-то не так, все наскоро сбито из досок, все на просвет, все на верёвках. Но ведь счастлив-то человек «здесь и теперь», а не «там и тогда». Этому не научили молодое поколение – Нину, Костю, Машу. Они – безотцовщина, кто-то в прямом смысле, как Костя, кто-то по факту, как Маша и Нина. Родители есть – но их нет. Поэтому у молодых «ноги подкашиваются» - классная режиссерская находка! Не на кого опереться, нет опоры. Именно так, с подкосившимися ногами, падают они на Дорна – единственного, кто их может понять и услышать. Но он циник. А такие могут только констатировать, определить диагноз. Помочь – нет.

Такие же «слабые» ноги у Тригорина. Бесподобен Цыганов в этой роли. Он, обычно такой Герой Героевич Героев, такой брутальный, сильный, - здесь очень узнаваемый тип эдакого до 40 лет маменькиного сына, инфантильного, безответственного, ведомого. (И как он эти «слабые ножки» ставил, когда садился! Бог его знает, вроде и не играл ничего, не изображал). Поэтому рядом - Аркадина, сильная, яркая, уверенная, влюбленная в себя, не живущая - играющая постоянно Себя в главной роли. Вот уж кто стоял на ногах подчеркнуто твердо. Тюнина была блистательна! Шикарные наряды не мешали, не отвлекали, а только подчеркивали суть её Аркадиной. Особенно хороша она была в диалогах с Костей: срываясь на истерику, фальшивя, прокалываясь, - не могла Аркадина оставаться хорошей актрисой в общении с сыном.

Нина, в решении Пирогова и исполнении Большовой, несколько нелепая, угловатая, беспомощная – не чайка – скорее гадкий утёнок. Но её стремление взлететь очевидно для зрителя. И взлетает ведь. (И здорово, что взлетает в прямом смысле в спектакле Треплева, а не Пирогова! Очень оправданный и впечатляющий ход!) Но. Летать не дают. Постановка сорвана. Верёвки косо-криво опускают Нину на землю. Так её полет мы и не увидим – не об этом пьеса Чехова. Но полёт будет! Режиссер решил, а актриса сыграла так, что у зрителя нет сомнений: будет Заречная большой актрисой, точно будет! А убитая чайка – Треплев. И убила его, конечно, не пуля, а равнодушие, отсутствие любви двух самых дорогих для него женщин. И еще сознание того, что, стремясь к новым формам в искусстве, спускается он к рутине. Бороться, прежде всего с собой, сил у него не хватило. А вот Нина смогла принять и «третий класс» с купцами, и Елец, и слабость и подлость Тригорина, и смерть ребенка – принять боль, потери, унижение и не отчаяться, не разочароваться, не покориться, а сделать это своей силой, частью своей человеческой и актерской природы. Взлетит она непременно, и полет её будет прекрасен! В этом скрытый свет финала чеховской драмы и спектакля Кирилла Пирогова.

Это далеко не все, о чем говорили мы с ребятами по впечатлениям о спектакле вечером в отеле и в поезде по дороге домой.

А в воскресенье – еще подарок: к нам пришли Марина Дмитриевна Колесниченко и Петр Викторович Гилёв – МХАТовцы, авторы и организаторы этого замечательного проекта! После экскурсии по Кремлю с посещением музеев, после очередной прогулки по Москве с Алиной Невалёновой и Андреем Клавдиевым (предновогодне-рождественский ГУМ, Зарядье, снова наше любимое Замоскворечье) пришли в кафе на обед – а к нам такие гости! Да еще с подарками! Это был еще один урок для ребят – урок доброго, неформального, человеческого отношения. Да еще от таких именитых, заслуженных людей!

Знаете, когда хорошие люди делают хорошее дело (а проект «Театральная хрестоматия по литературе» Товарищества артистов МХАТ именно такое дело), оно всегда притягивает к себе добро со всех сторон. Так произошло и с нами. Ведь, решая принять участие в конкурсе, ребята, вдохновленные успехом с Шекспиром, хотели просто поиграть Островского – никто не ожидал каких-то особых чудес. Но в итоге они произошли. Некоторое из ребят впервые побывали в Москве и увидели её и новой (Москва-сити), и старой (Замоскворечье), и старинной (Кремль, храмы). Одна из наших девушек исполнила свою давнюю мечту – побывала в новой Третьяковке, увидела русскую живопись 20 века в подлиннике. Другая, встретившись со своим другом-москвичом (мечта, которая вряд ли бы исполнилась, не будь проекта «Театральная хрестоматия»), увидела и его Москву – Воробьёвы горы, Ясенево…

А напоследок наши парни нашли потерянный кем-то на Казанском кошелёк. Каково же было удивление полицейского, которому этот кошелек с деньгами они отдали! В поезде сосед по купе сказал им: «Зачем отдали, все равно ведь себе возьмет». Они ответили: «Нам не надо, у нас есть, а это уже будет на его совести». Это тоже, если подумать, результат проекта. Такая вот «Театральная хрестоматия» - воспитание искусством.

Глубину и силу нашей благодарности авторам Проекта и организаторам наших «Творческих выходных» выразить трудно! Дай Бог, чтобы это доброе и очень полезное дело продолжалось!

Отзывы ребят. А стихи – еще один результат проекта.

Полина Парой («Последняя жертва» - Глафира Фирсовна)

Москва - город контрастов. Это классические постройки, несущие в себе историю от первых московских князей. Это Замоскворечье, где во всем чувствуется эпоха Островского. Это сталинский ампир, переносящий, кажется, в такую недалекую, но уже чуждую нам, молодёжи, эпоху Советского Союза. Это, конечно, Moscow city, где блуждаешь будто в фантастической книге о будущем. Я очень рада, что всего за два дня мне удалось увидеть Москву в разных её образах. И всего за два дня получить колоссальную дозу культурного просвещения. Больше всего мне понравился спектакль в театральной мастерской П. Фоменко "Чайка". 3 часа прошли на одном дыхании. Особенно хочется отметить оригинальную сценографию и атмосферу в зале, где я чувствовала себя очень комфортно.
В общем, Творческие выходные удались. Но ноги меня покинули, ибо расписание было очень плотным - все приходилось делать очень быстро и порой не хватало времени, чтобы осознать, прочувствовать, что происходит вокруг. Но, видимо, чтобы привыкнуть к московскому ритму, нужно там родиться или всем сердцем полюбить этот контрастный, временами суровый, но принимающий каждого город.

Далил Щетинин («Последняя жертва» - Вадим Григорьевич Дульчин)

Москва - суетной город, все куда-то бегут, торопятся - это удивило меня. Мы были не исключением, буквально за пару дней я понял всю сущность прямохождения, в хорошем смысле. За два дня накопилось много впечатлений, но могу точно сказать, что больше всего мне понравился мастер-класс С. В. Шенталинского. Было действительно круто, потому что я почувствовал, как меня выдернули из зоны комфорта и заставили измениться, раскрыть какие-то неведомые мне возможности. Я думаю, что таким поездкам по теме (театральным, например) стоит уделять больше времени, а не прыгать с корабля на бал. В общем, всё было шикарно, я рад, что я побывал там.

Всеволод Субботин («Последняя жертва» - Лавр Миронович)

Поездка в Москву мне очень понравилась. Было множество событий, понравившихся мне: экскурсии, тренинг, спектакль в театре Фоменко. Особенно мне запомнился тренинг Сергея Шенталинского. Получил полезные навыки и хорошо провёл время. Здорово!

Дарья Скоробогатова («Последняя жертва» - Юлия Павловна)

Я никогда раньше не была в Москве и очень благодарна организатором за возможность посмотреть столицу! Программа была очень насыщенная, идеально спланированная и интересная.
Больше всего мне запомнился спектакль в "Мастерской Петра Фоменко", в котором играл один из моих любимых актеров - Цыганов. Даже и не думала встретить своего кумира!

Павел Круглов ( «Последняя жертва» - человек театра)

По Москве с Есениным

Москва его кабацкая,
Гулял по ней и я.
В гирлянды залихватские
Украшены дома.

Художники известные -
Рисунки на стекле:
Раскосые медведи
С цыганами на пне.

Москва его кипучая,
Что ж, - красная земля!
Зима слезится тучами -
Снега не намела.

Театры ходят по воду,
Выносят нам хлеба́.
И нету вроде повода,

А родина люба!

Ульяна Липатова («Последняя жертва» – Ирина Лавровна)

Московский триптих

Моя Московская Молитва…

Я сплю на полке для вещей,

и мои мысли-паразиты

что ни перрон, то все трудней.

Купе как съемная квартира,

и словно зеркало окно…

Мне без тебя не надо мира,

хоть этот мир мне - дом родной.

Я вновь кручусь на верхней полке

и умещаюсь. Как всегда.

…Мне проводница признавалась,

что ненавидит поезда.

Моя душа - на боковушке.

И в мыслях - сбой, и в сердце - сбой.

Моя Московская Молитва:

я для тебя, к тебе, с тобой…

Чёрный квадрат. Сплошная бездна.

Мы в Третьяковке, что новей.

Мы рука об руку с тобою

танцуем к двери от дверей:

из Александровского сада

к бульварам, паркам и метро,

от мавзолея - к Третьяковке

и от Кремля - к политбюро.

Из лета - в зимнюю прохладу,

и после супа - пироги.

От темноты - до озаренья.

От "я" - к столь сладостному "ты".

Чёрный квадрат. Остановились.

И больше нету ничего.

Ты тихо спросишь, что я вижу.

Я вижу там твоё лицо.

Здесь так красиво, словно в сказке!

Здесь нету скуки, нету войн,

здесь каждый свой, пусть каждый разный.

Но мне уже пора домой.

Здесь храмы, гумы, мавзолеи,

здесь театры, опера, балет -

здесь любят всех без исключенья.

Но я уже взяла билет.

Здесь краснощекий мальчик-Кремль

с звездой во лбу, людьми внутри.

И как бы он прекрасен не был,

мне все равно пора идти.

И ты здесь есть. И жизнь прекрасна,

как липы летом на Тверской.

И так велик соблазн остаться...

... но мне уже пора домой.

Ольга Троицкая, учитель русского языка и литературы Многопрофильного лицея, руководитель театральной студии "Агора".

  

  

  

 

Просмотров: 71 | Добавил: Administrator